Перед осенними каникулами 25 октября 2023 г. в МБОУ «Цивильская СОШ №1» в рамках месячника правовых знаний «Я выбираю закон и порядок» прошло общешкольное собрание для родителей учащихся 3-4 классов. Докладчиками на собрании были инспектор подразделения по делам несовершеннолетних МО МВД России «Цивильский» старший лейтенант полиции Карпов Евгений Вячеславович и педагоги-психологи школы Надежда Павлова и Ольга Гермонова.

Инспектор ПДН разъяснил родителям несовершеннолетних статьи административного и уголовного кодексов Российской Федерации, относящиеся к правонарушениям и преступлениям детей и подростков, и раскрыл меру ответственности родителей за правонарушения детей.

Карпов Е.В. напомнил, что родителям особое внимание нужно обратить на нахождение несовершеннолетних в тёмное время суток на улицах, при передвижении на дорогах. Подчеркнул, что обеспечить детей световозвращающими средствами безопасности – это обязанность родителей.

Все родители получили памятки, напоминающие о мерах предосторожности при общении с телефонными мошенниками.

Надежда Владимировна и Ольга Валентиновна рассказали родителям о психологических причинах правонарушений детей и подростков и о влиянии семьи на формирование правового самосознания ребенка.

Основными психологическими причинами детских и подростковых правонарушений являются следующие.

1) Влияние отрицательного примера родителей и других членов семьи.

На проявление противоправного поведения детей большое влияние оказывает родительская модель поведения.

2) Подстрекательства со стороны более взрослых товарищей.

В подростковом возрасте наиболее значимым для подростка является мнение сверстника, вследствие этого он легко поддаётся на уговоры. Соглашаясь, он уверен, что сможет самоутвердиться и заявить о себе.

3) Отсутствие у родителей возможности материально обеспечивать реально необходимые потребности детей.

4) Отсутствие желания посещать секции, кружки, учреждения дополнительного образования. Следствие этого – неправильно организованный детский досуг.

5) Психологическая заброшенность в семье,  родительская жестокость.

У подростков, постоянно подвергающихся жестокому обращению, появляется желание заявить о себе, показать собственную значимость в жизни. Может возникнуть убеждение, что грубость — норма отношений между людьми.

6) Пропаганда насилия и жестокости в СМИ.

7) Показ фильмов, телепередач, доступность интернет ресурсов со стандартами антиобщественного поведения (насилие, жестокость, наркотики, порнография).

Причиной криминализации молодежи является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности, особенно если эту личность он видит на экране.

8) Безнадзорность - как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за связями и временем несовершеннолетних (более 90% случаев преступлений).

Важной причиной беспризорности среди детей и подростков является неблагополучная эмоциональная атмосфера в семье, отсутствие эмоциональных контактов между ее членами. Непоследовательность воспитания, отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка; хаотичность в воспитании из-за несогласованности родителей; отсутствие доверительных отношений в семье вызывают у подростка реакцию в форме поведенческих нарушений.

9) Сложности в трудоустройстве подростков.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.

10) Противоправное поведение, обусловленное влиянием органических и физических элементов.

Многие ученые отмечают важность биологического фактора. Утверждая, что генетические особенности +  индивидуальные особенности личности индивида + половозрастные особенности, связанные с ними отклонения – все это вместе рассматривается как предпосылки противоправного поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию личности ребенка.

11) Непростые межличностные взаимоотношения в семье и в коллективе сверстников.

Противоправное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием многих факторов, но, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности – микросреды).  А также,  о чем важно всегда помнить, индивидуальными особенностями личности подростка, с которыми связано его индивидуальная реакция на различные жизненные трудности.

Часто причиной возникновения правонарушений у детей становятся неуверенность в себе, отсутствие возможности самовыражения и конфликты с родителями.

Что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в группу риска?

 Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи - это следовать «дорогой в четырнадцать шагов».

 Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно, если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации.

Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с личными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к вырастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. 

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком.

Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившем хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если Ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, его попытки Вами манипулировать.  Введение ограничений, в конце концов, поможет подростку убедиться - что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте.

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять.  В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с Вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля. Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания.

Родителям необходимо:

- Постараться все-таки регламентировать время, проводимое несовершеннолетним на улице с друзьями.

- Показывать личный положительный пример.  Важно, чтобы слова не расходились с делом.

- Постараться воспользоваться теми положительными возможностями и талантами несовершеннолетнего, которыми он обладает. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

- Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

- Используйте поощрения в качестве эффективного воспитания (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание купить ему, что - то полезное, за уборку квартиры сходить с ним в кино и т.д.).

- Также не забывайте поощрять его словами. Как гласит народная мудрость: «Доброе слово и кошке приятно».  

- Обращайте внимание на его увлечения и интересы.

- Обсуждайте вместе с несовершеннолетними, как прошёл день и чем он занимался.

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Задача семьи – создать (с учетом индивидуальных особенностей ребенка и внешних обстоятельств) условия для ребенка, в которых он будет ощущать свою значимость, сможет проявить позитивную самостоятельность, моральную стойкость.  Все это будет способствовать гармоничному развитию личности и стремлению к саморазвитию. Следовательно, снижается риск совершения противоправных действий.

 

Павлова Надежда Владимировна, Гермонова Ольга Валентиновна педагоги-психологи  Цивильской СОШ №1