В рамках курсов повышения квалификации по программе дополнительного образования «Современный урок русского языка и литературы в условиях реализации «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» учителя русского языка и литературы Цивильского района 14 марта прошли стажировку в Урмарской СОШ им.Г.Е. Егорова.
Большая, успешная, современная и творческая школа посёлка Урмары встретила цивилян очень радушно и тепло. Знакомство со школой началось с экскурсии по малым презентационным залам – выставки «Лица Чувашии», театрального уголка, военно-исторического зала. Ученики школы с большим интересов и увлечённо рассказывали о художественных полотнах, посвящённых истории нашей страны, победители и призёры муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» подарили гостям своё творческое вдохновение, создавая своим чтением литературные образы. Фольклорный коллектив 4 класса всем учителям поднял настроение и создал праздничную атмосферу, исполнив на народных инструментах чувашские наигрыши.
Руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», заместитель директора по УВР Урмарской СОШ им.Г.Е.Егорова Табакова Валентина Михайловна познакомила гостей со своим методическим объединением учителей русского языка и литературы, рассказала о работе региональной ассоциации учителей-словесников и о деятельности школы как стажёрской площадке по русскому языку и литературе, поделилась опытом участия в международных и российских творческих конкурсах, форумах и конференциях.
Затем словесники Цивильского района посмотрели открытые уроки, в основе которых были положены современные подходы и технологии. Так, в 11-ом классе Ивановой Ириной Николаевной был проведён урок по литературе «Перед лицом войны» - по рассказу известного молодого российского писателя Захара Прилепина «Убийца и его маленький друг». Урок-исследование показал, как создание учителем ситуации успеха для ученика, исследовательские навыки во время углублённой работы с художественным текстом, развитые у обучающихся информационные и личностные компетенции, компетенции мотивации учебной деятельности помогают учителю сформировать у ребят зрелые суждения о жизни и о человеке, о дружбе и предательстве, о войне и мире.
Урок-погружение в 6-ом классе по сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца», который провела Ларионова Елена Ильинична, отличался пришвинской атмосферой любви ко всему живому и к детскому мировосприятию. В ходе урока шестиклассники в диалоге с учителем и друг с другом искали ответы на проблемные вопросы: как образы природы помогают людям понять простые жизненные заповеди – уважать друг друга и учиться дружно жить, любить и беречь природу, насколько важно приобретать жизненный опыт, понимать и ценить красоту? Урок увлёк взрослых и детей рассказом учителя о бондарном ремесле и демонстрацией выставки из бондарных изделий. Урок литературы превратился для шестиклассников в урок жизни, на котором ребята сами открывали особенности языка мастера слова, художественного пространства и времени в сказке-были, искали способы раскрытия художественных образов произведения.
Внеурочное занятие «Наша читательская среда», проведённое Бондаревой Светланой Васильевной, было посвящено книге коротких философских рассказов Феликса Кривина «Полусказки». В творческой мастерской учителя русского языка и литературы ребята окунулись в мир неживых «живых» предметов и вещей, которые окружают человека повсюду. Они так же, как и люди, радуются, грустят, рассуждают о жизни, мечтают и любят. Ученики с большим интересом читали миниатюры и открывали удивительный, неповторимый, ёмкий мир, в котором играло всеми своими гранями Слово мастера. Погружение в стихию настоящего русского языка с богатством смыслов, значений, образов происходило вместе с развитием творчества детей: они на основе коротких и мудрых рассказов пробовали сами создать свои «шедевры» с тонким юмором и глубиной мысли.
Обобщающим этапом стажировки стало выступление Табаковой В.М. по теме: «Обновление содержания общего образования по русскому языку и литературе».
В завершение встречи словесники Цивильского района поблагодарили педагогов Урмарской СОШ за прекрасно организованную встречу, мастерство и высокий профессионализм всех учителей, которые дали открытые уроки, неповторимую творческую атмосферу каждого урока и школы в целом, за дружескую обстановку и желание поделиться опытом использования инновационных технологий и методов с коллегами-цивилянами. С обеих сторон были выражены пожелания обязательно продолжить профессиональное сотрудничество и общение.
Шефер М.А., учитель русского языка и литературы Цивильской СОШ №1, зам.директора по ВР