11 октября 2023 года в Цивильской СОШ №1 прошло школьное методическое объединение классных руководителей 1-11-ых классов. Основной темой встречи была «Профилактика буллинга среди детей и подростков». Педагоги-психологи школы Павлова Н.В. и Гермонова О.В. подготовили выступление по  следующим  вопросам:

  • Что такое буллинг?
  • Как определить, склонен ли ребенок быть «агрессором» буллинга?
  • Какие дети чаще всего подвержены быть «жертвами буллинга?
  • Как выявить буллинг и как с ним бороться?
  • Какие меры предпринять педагогу?
  • Как помочь жертве буллинга?

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

 Как же определить, склонен ли ребёнок быть «агрессором»?

Взрослым необходимо помнить, что учащиеся, склонные становиться «агрессорами» буллинга,  имеют такие черты:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла.

 «Жертвой» буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные;  
  • особенности внешности–все то, что выделяет ребенка по внешнему виду;
  •  плохие социальные навыки– недостаточный опыта общения и самовыражения.

 Как своевременно выявить буллинг?

Признаки буллинга:

  • кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
  • школьные принадлежности ребенка часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
  • школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников,   старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
  • на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
  • один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы. 

Правила профилактики буллинга в образовательном учреждении

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является участником буллинга, появляется способность адекватно реагировать на ситуацию буллинга.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы  «наблюдатели», а по возможности и сам «агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга и напрвили свою энергию в положительное русло, а также объяснить им, каковы могут быть последствия буллинга.

3. Разговор с «агрессором» буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

 Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в школе ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также  почувствовать себя успешными.

4. Разговор с «жертвой» буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» и перестать скрывать буллинг.  Нужно провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).

5. Разговор с классом.

Важно обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые.  

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки буллинга, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений  и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано. 

Методы профилактики буллинга для классных руководителей:

Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен.  

Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Список правил вывешивается в классе.

Просмотр фильмов

Многие учителя, посмотрев фильм с классом и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь, а последующее обсуждение  помогает повысить уровень осознания

Сочинение

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге.  Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо.  

 Как  можно помочь «жертве» буллинга?

  • Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
  • Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
  • Дать понять ребенку, что его ценят.
  • Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно.
  • Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков.
  • Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга.
  • Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества.

Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.

 

Гермонова Ольга Валентиновна, педагог-психолог Цивильской СОШ №1