11 октября 2023 года в Цивильской СОШ №1 прошло школьное методическое объединение классных руководителей 1-11-ых классов. Основной темой встречи была «Профилактика буллинга среди детей и подростков». Педагоги-психологи школы Павлова Н.В. и Гермонова О.В. подготовили выступление по следующим вопросам:
- Что такое буллинг?
- Как определить, склонен ли ребенок быть «агрессором» буллинга?
- Какие дети чаще всего подвержены быть «жертвами буллинга?
- Как выявить буллинг и как с ним бороться?
- Какие меры предпринять педагогу?
- Как помочь жертве буллинга?
Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.
Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Как же определить, склонен ли ребёнок быть «агрессором»?
Взрослым необходимо помнить, что учащиеся, склонные становиться «агрессорами» буллинга, имеют такие черты:
- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников;
- импульсивны и легко приходят в ярость;
- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым;
- не испытывают сочувствия к своим жертвам;
- если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием;
- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла.
«Жертвой» буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
- физические недостатки;
- особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные;
- особенности внешности–все то, что выделяет ребенка по внешнему виду;
- плохие социальные навыки– недостаточный опыта общения и самовыражения.
Как своевременно выявить буллинг?
Признаки буллинга:
- кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
- школьные принадлежности ребенка часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
- школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
- на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
- ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
- признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
- один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
- дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.
Правила профилактики буллинга в образовательном учреждении
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является участником буллинга, появляется способность адекватно реагировать на ситуацию буллинга.
2. Проявить активность в данной ситуации.
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы «наблюдатели», а по возможности и сам «агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга и напрвили свою энергию в положительное русло, а также объяснить им, каковы могут быть последствия буллинга.
3. Разговор с «агрессором» буллинга.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.
Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в школе ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также почувствовать себя успешными.
4. Разговор с «жертвой» буллинга.
Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» и перестать скрывать буллинг. Нужно провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).
5. Разговор с классом.
Важно обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. Пригласить родителей для беседы.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки буллинга, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
8. Наступление последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
Методы профилактики буллинга для классных руководителей:
Классный час
Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен.
Внутриклассные правила
Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Список правил вывешивается в классе.
Просмотр фильмов
Многие учителя, посмотрев фильм с классом и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь, а последующее обсуждение помогает повысить уровень осознания
Сочинение
Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге. Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо.
Как можно помочь «жертве» буллинга?
- Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
- Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
- Дать понять ребенку, что его ценят.
- Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно.
- Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков.
- Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга.
- Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества.
Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.
Гермонова Ольга Валентиновна, педагог-психолог Цивильской СОШ №1